Страна советов, или Кое-что о рынке консалтинговых услуг

Under:

Текст: Роман Михайлов  
Источник: Информационно-аналитический журнал "Собственник"

Времена, когда инвесторы и девелоперы сами решали, какие проекты реализовывать, давно в прошлом. А уж сейчас, с наступлением кризиса, к вложениям стали относиться особенно ответственно. Поэтому роль консультантов естественным образом возросла.

Консалтинг в сфере коммерческой недвижимости – очень популярный вид бизнеса, привлекающий все больше участников. Безусловными лидерами в этом сегменте следует назвать компании Jones Lang LaSalle, Colliers International, CB Richard Ellis, Cushman & Wakefield Stiles & Ryabokobylko, Knight Frank. Однако кроме них на рынке уже работает около 100 компаний, из которых 10-15 составляют «высшую лигу». Общий оборот рынка, по данным экспертов, превышает $50 млн в год.

Геометрическая прогрессия
В России всегда были хорошие строители, а вот девелоперов не было: никто и не знал, что это такое. Девелоперский бизнес пришел к нам с Запада и, что особенно важно, пришел вместе с консалтинговыми компаниями. Крупнейшие из них работают на российском рынке недвижимости ровно столько, сколько этот рынок существует. И это не поэтическое преувеличение. Скажем, представительство Jones Lang LaSalle в Москве было основано Майклом Ланге в начале 90-х годов. Приход Colliers International датируется 1994 годом. Впрочем, как замечает директор по России и СНГ отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева, правильнее отсчитывать срок с того времени, когда появился реальный спрос на консалтинговые услуги, а это, по ее мнению, начало XXI века. Именно тогда начал расти рынок, возник бум торговых объектов, появились большие объемы.

Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман как-то отметил, что в стране порядка 300 тыс. лицензированных строительных компаний. Правда, большинство из них реальной деятельности не ведет, но на бумаге они существуют. К числу девелоперов (которые «бумажными» быть не могут по определению) относят несколько тысяч. И всем им, даже самым самонадеянным, требуется помощь консультантов. Поскольку каждый девелопер ведет одновременно 2-3, а то и больше проектов, очевидно, что рынок консалтинга способен вместить не одну сотню компаний.

С уверенностью можно сказать, что всего за восемь лет рынок консалтинга прошел путь, на который в других странах ушли десятилетия. Как считает директор департамента консалтинга и оценки «Агентства развития и исследований в недвижимости» (АРИН) Екатерина Марковец, «российский рынок консалтинговых услуг находится в стадии активного роста». Сегодня даже начинающие строительные компании обращаются за помощью, подчеркивает Екатерина Марковец. Не говоря о Москве и Петербурге, уже и в регионах все сколько-нибудь крупные проекты идут с консалтинговой поддержкой, причем обязательно с привлечением региональных специалистов, которые, конечно же, хорошо знают местный рынок.

Проблема кадров

«Основная проблема российского рынка недвижимости – отсутствие подготовленных кадров. Для Запада характерна узкая специализация, – говорит управляющий директор компании Praedium Рубен Алчуджян. – Если ты хочешь разбираться в сфере офисной недвижимости, ты пойдешь и обучишься этому. Наша учеба, во всяком случае пока, не дает практических знаний, так что приходится все постигать на практике». На отсутствие системы специальной подготовки обращает внимание и Юлия Никуличева: «Нигде не готовят аналитиков, так что даже ведущие компании принимают работников в аналитические отделы во многом на свой страх и риск».

продолжение статьи